17.11.2016

О реформировании аспирантуры как уровня высшего образования

Внесение изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) повлекло существенное изменение статуса института аспирантуры. Однако некоторые вопросы в результате проведения реформ не были удостоены внимания.

На наш взгляд, необходимо обозначить 2 ключевых вопроса, решение которых позволило бы улучшить подготовку научно-педагогических кадров в Российской Федерации.

Во-первых, внесение изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» (далее – Приказ Минобрнауки России № 1259) путем включения педагогических дисциплин в базовую часть программы аспирантуры.

Во-вторых, внесение изменений в пункт 4 статьи 69 Закона об образовании, тем самым обеспечить право поступления в аспирантуру лицам, имеющим высшее образование по профилю подготовки, который соответствует профилю подготовки  научно-педагогических кадров.

1. Рассматривать аспирантуру следует не только как форму подготовки будущих ученых и исследователей, но как форму обучения, которая направлена получение определенных навыков и знаний, что в последующем дает право преподавания в высшей школе.

Согласно пункту 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Уровень высшего образования Подготовка кадров высшей квалификации» (ФГОС по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция) преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования рассматривается как вид профессиональной деятельности, к которому готовятся выпускники, осваивающие программу аспирантуры.

Очевидно, что изучение аспирантами дисциплин психолого-педагогической направленности позволит повысить уровень методической подготовки преподавателей высшей школы. Но данные дисциплины занимают второстепенное значение в учебном плане аспиранта.

Данный вывод сделан на основании пункта 10 Приказа Минобрнауки России № 1259, согласно которому программа аспирантуры (адъюнктуры), разрабатываемая в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части (обязательной) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной).

Базовая часть программы аспирантуры (адъюнктуры) является обязательной вне зависимости от направленности программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом, и включает в себя дисциплины (модули), установленные образовательным стандартом (для программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, - дисциплины (модули) "Иностранный язык" и "История и философия науки", объем и содержание которых определяются организацией), и итоговую (государственную итоговую) аттестацию.

Педагогические дисциплины входят в вариативную часть, что на наш взгляд, в корне неверно.

 

Предложение Комитета

Внести изменения в Приказ Министерства образования и науки от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» путем включения педагогических дисциплин в базовую часть программы аспирантуры.

2. Согласно действующей редакции пункта 4 статьи 69 Закона об образовании к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).

Подобное положение вещей, видится неверным, в виду того, что будущий преподаватель-исследователь ВУЗа должен обладать хорошими знаниями не только по выбранной им специальности, но и по смежным отраслям знаний.

Обучаясь в аспирантуре социально-экономической, общественной и гуманитарной направленности, лицо должно совершенствовать уже имеющиеся теоретические и практические знания, полученные им в результате освоения программ подготовки магистратуры или специалитета.

Должна реализовываться преемственность при переходе с одной ступени  высшего образования на другую, как это происходит в системе высшего медицинского образования.

 

Предложение Комитета

Таким образом, предлагаем изложить п.4 статьи 69 ФЗ «Об образовании» следующим образом:

«К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) по направлению подготовки, которое соответствует направлению подготовки по программе подготовке научно-педагогических кадров.


Автор: Юлиана Слободян

Эксперт: к.ю.н., старший преподаватель А.В. Сладкова

Рецензент: к.ю.н., доцент О.С. Гринь

 

 

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
12
Да, но проект требует изменений
4
Нет, не поддерживаю
13