17.11.2016

О законопроекте № 15781-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»»

Проектом Федерального закона № 15781-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»» (субъект права законодательной инициативы – депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Пашин B.Л, Шилков Д.Е.) предлагается лишить права на страховую пенсию лиц, в отношении которых вступил в законную силу судебный приговор, подтверждающий факт осуществления ими террористической деятельности на территории Российской Федерации, а также исключить их нетрудоспособных членов семьи из категории лиц, имеющих права на получение страховой пенсии.

Проектом Федерального закона № 15781-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»» предлагается дополнить Федеральный закон «О страховых пенсиях» статьей 4.1 следующего содержания:

«4.1 Основания для прекращения права на страховую пенсию.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в отношении которых вступил в законную сил судебный приговор, подтверждающий факт осуществления ими террористической деятельности на территории Российской Федерации, а также их нетрудоспособные члены семьи, лишаются права на страховую пенсию с момента вступления в силу данного приговора.».

        Федеральный закон «О страховых пенсиях» в статье 4 определяет круг лиц, которые имеют право на страховую пенсию: граждане Российской Федерации, застрахованные в установленном законом порядке, при соблюдении ими определенных законом условий; нетрудоспособные члены застрахованных граждан; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом. Стоит также отметить, что данный Федеральный закон устанавливает определенные случаи, когда прекращается выплата страховой пенсии (статья 25), и такого основания, которое предлагается законопроектом, не предусмотрено.

        Предлагаемые законопроектом изменения, как следует из пояснительной записки к нему, направлены  на предупреждение терроризма на территории Российской Федерации.

        Авторы законопроекта указывают, что человек, совершающий преступления против общественной безопасности и порядка, должен не только понести наказание за совершенное деяние, но также и лишится поддержки со стороны государства в области социального обеспечения. На основании практики других государств, субъекты права законодательной инициативы делают вывод, что ограничение социальных прав и/или гарантий государства, как в отношении самого осужденного преступника, так и в отношении его близких родственников является не менее эффективной мерой для предотвращения такого вида преступления как терроризм.

        Трудно не согласится с мнением авторов законопроекта относительно того, чтобы лишить права на страховую пенсию лиц, совершивших террористический акт. Однако стоит учитывать несколько фактов. Во-первых, большинство террористов не доживают до пенсионного возраста, поскольку, как правило, погибают либо при совершении своих преступных действий, либо их ликвидируют сотрудники Федеральной службы безопасности. Во-вторых, представляется, что такая мера предупреждения терроризма не будет эффективной, потому что, к примеру, лица, которые собираются совершить преступление террористической направленности по религиозным или иным мотивам, не будут задумываться о будущих пенсиях, поскольку, как было сказано выше, они не достигнут пенсионного возраста по ряду причин.

        Представляется сомнительным предложение авторов законопроекта относительно того, чтобы лишить права на страховую пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи лиц, осуществляющих террористическую деятельность. Данные лица являются нетрудоспособными и, следовательно, не могут самостоятельно обеспечивать себя. Помимо этого, члены семьи террористов зачастую не знают о деятельности своих родственников, а если знают, то не могут что-либо изменить или остановить их. Поэтому нецелесообразно лишать данный круг лиц государственной поддержки.

        Таким образом, учитывая все вышеизложенное, проект Федерального закона № 15781-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых пенсиях»» не решает ту задачу, которая указана в законопроекте (предупреждение терроризма) и поэтому не может быть поддержан.

 

Автор: Лагаева Анастасия

Эксперт: к.ю.н., ст. преп. О.В. Ерофеева

Рецензент: к.ю.н. доцент О.С. Гринь

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
12
Да, но проект требует изменений
4
Нет, не поддерживаю
13