Субъектами права законодательной
инициативы являются депутаты Государственной Думы А.А. Агеев и О.А. Нилов.
Ответственный комитет - Комитет по охране здоровья.
Авторами проекта федерального закона предлагаются изменения, предусматривающие возможность проведения видеозаписи операции с применением общей анестезии с предварительного письменного согласия пациента, а в случае экстренного медицинского вмешательства при невозможности получения письменного согласия − по решению главного врача медицинской организации.
С нашей точки зрения внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ является достаточно целесообразным и актуальным, поскольку принятие данного законопроекта будет способствовать увеличению правовой защищенности пациентов медицинских учреждений, а также сбору необходимых доказательств в случае возникновения такой необходимости.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесен в Государственную Думу России Правительством России 21 апреля 2011 г. Законопроект был подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Различные версии законопроекта до его внесения в Государственную Думу получили широкий общественный отклик. Многие отзывы и требования общественности были связаны с необходимостью обеспечить надлежащую защиту прав граждан, а также разумной охраны здоровья в нормах законопроекта. Именно поэтому является целесообразным принятие законопроекта № 1173025-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который позволит, благодаря применению видеоматериалов, более обстоятельным образом предотвращать врачебную халатность, а также сокрытие каких-либо фактов, угрожающих жизни людей, так как согласно части 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Следует также согласиться, что наличие видеозаписи серьезно поможет следствию при разбирательстве обстоятельств подобных дел, так как она продемонстрирует преимущественное отражение характера каких-либо действий, имеющих значение для дела, и поможет более точно разобраться в элементах состава данных преступлений. Например, является ли данное деяние виновно совершенным или невиновным причинением вреда, какие были интеллектуальный и волевой элементы вины при совершении данных преступлений.
Стоит отметить, что приведенная в законопроекте № 117025-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» редакция части 5 статьи 19 также соответствует положениям о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
В то же время в некоторых аспектах можно согласиться с критикой в адрес законопроекта, которая была изложена в Заключении Правительства РФ от 6 июня 2016 г. В частности, говоря о том, что в законопроекте не закреплена степень родства лиц с пациентом, а также о том, что не обосновано и не закреплено право законных представителей пациента на выражение согласия на проведение видеозаписи.
Кроме того, весьма сомнительным является утверждение о том, что принятие данного федерального закона «не потребует дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета». Подобного рода меры, вероятнее всего, потребуют закупки соответствующего оборудования, а значит, повлекут за собой дополнительные затраты.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что законопроект № 117025-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» позволит значительным образом улучшить качество услуг, оказываемых в сфере здравоохранения. Несмотря на то, что законопроект нуждается в определенной доработке, он может в перспективе стать серьезным механизмом, направленным не только на защиту интересов граждан, но и на повышение качества тех услуг, которые предоставляются медицинскими учреждениями.
Авторы: Штенгауэр А., Пшеунов А., Якубов А.
Эксперт: к.ю.н., ст. преп. Т.О. Шилюк