Статья 8 Федерального закона «О
страховых пенсиях» определяет условия назначения страховой пенсии по старости
на общих основаниях: 1) достижение определенного возраста (для мужчин – 60 лет,
для женщин – 55 лет), 2) наличие не менее 15 лет страхового стажа, 3) наличие
величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом данным федеральным законом в статье 30 предусмотрены условия назначения досрочной пенсии по старости отдельным категориям граждан, в том числе мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, при условии, что они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
Стоит отметить, что Федеральный закон «О пожарной безопасности» предусматривает, что в государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Таким образом, очевидно, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» вышеуказанным положением ставит в неравное положение лиц, работавших в федеральной противопожарной службе, и лиц, работавших в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Согласно пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту вносимые изменения решат проблему неравенства работников противопожарной службы, выполняющих одинаковую функцию: «Представляется, что работники федеральной противопожарной службы и работники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, осуществляющие широкий круг задач по выполнению социально значимых работ (тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ), направленных на оказание помощи гражданам на территории субъектов Российской Федерации в кризисных ситуациях, должны иметь права на одинаковый уровень правовых гарантий, в том числе одинаковые права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.».
Конституция Российской Федерации в статье 39 закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение.
В пояснительной записке критикуется позиция Конституционного Суда: «Конституционный Суд Российской Федерации считает, что в отличие от работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации работники федеральной противопожарной службы имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ввиду того, что на них возложены обязанности, сопряженные с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах федерального значения по сравнению с аналогичными работами на объектах регионального значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 552-0-0)».
Трудно не согласиться с мнением авторов законопроекта относительно вышеприведенной позиции, поскольку и работа в федеральной противопожарной службе, и работа в противопожарной службе субъектов Российской Федерации являются тяжелыми и порой сопряжены с рисками, и, следовательно, работники одинаково нуждаются в социальном обеспечении.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, проект Федерального закона № 1159344-6 «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»» решает ту задачу, которая указана в законопроекте (уравнение в правах на пенсию лиц, проработавших в Федеральной противопожарной службе Российской Федерации, и лиц, проработавших в Государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации) и поэтому может быть поддержан.
Автор: Лагаева Анастасия
Эксперт: к.ю.н., ст. преп. О.В.Ерофеева