11.07.2017

О проекте Федерального закона «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона «Об акционерных обществах»

Законопроект «О внесении изменений в статьи 40 и 75 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – законопроект) разрабатывается Минэкономразвития России на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 1315-р (план мероприятий ("Дорожная карта") "Совершенствование корпоративного управления") (пункт 8).

Проектом федерального закона предлагается установить:

1) Преимущественное право акционеров – владельцев обыкновенных акций общества на приобретение размещаемых впервые посредством открытой подписки привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, в количестве пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций,

2) Преимущественное право акционеров - владельцев обыкновенных акций общества, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании ‎по вопросу о размещении посредством закрытой подписки размещаемых впервые привилегированных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, на приобретение дополнительных акций ‎и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им обыкновенных акций.

Указанное право ‎не распространяется на размещение впервые привилегированных акций ‎и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в размещаемые впервые привилегированные акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров – владельцев обыкновенных акций, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных акций.

3) Также предлагается внесение изменений в статью 75 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), связанных с распространением действия абзаца второго части третьей статьи 75 Закона об АО на все, предусмотренные указанной статьей случаи возникновения у акционеров права требовать выкупа обществом акций:

«Цена выкупа акций публичным обществом не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате принятия решения
‎о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включены вопросы, голосование по которым может в соответствии
‎с настоящим Федеральным законом повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций».

Некоторые ученые[1], поднимавшие вопрос о слабой защите интересов миноритарных акционеров – владельцев обыкновенных акций, говорили о почве для злоупотреблений, связанных с действующей редакцией ст. 40, 75 Закона об АО.

При прочтении указанных статей закона в действующей редакции сразу возникает закономерный вопрос: «Каковы последствия появления в результате эмиссии акций нового для данного общества типа акций».

Эмиссия может быть произведена в отношении акций иного типа (категории), чем те, которые уже существуют в обществе, т.е. в обществе могут появиться акции новой категории - привилегированные, а в рамках существующей категории привилегированных акций - акции нового типа, которые могут существенно изменить систему корпоративного контроля в данном обществе:

 Так, увеличение уставного капитала на 1% за счет нового выпуска обыкновенных акций обычно ничего не меняет для миноритарных акционеров в плане распределения корпоративного контроля, однако увеличение уставного капитала всего лишь на 1% за счет выпуска привилегированных акций номинальной стоимостью в 100, а то и 1000 раз меньшей, чем стоимость обыкновенных акций, способно привести к принципиально новому распределению корпоративного контроля: в случае невыплаты дивиденда по таким акциям миноритарные акционеры – владельцы привилегированных акций в соответствии со .статьей 32 Закона об АО получат право голоса, при этом в 1% уставного капитала будет сконцентрировано соответственно 100 или 1000 голосов, противостоящих всем прочим обыкновенным акциям. Данная ситуация нарушит баланс интересов различных акционеров, сложившийся в обществе в настоящий момент, корпоративный конфликт окажет негативное влияние на устойчивость общества.

В приведенном примере с увеличением уставного капитала всего на 1%, но предполагающим выпуск привилегированных акций меньшей номинальной стоимости, чрезвычайно сложно будет обосновать, что такое увеличение делается для усиления имущественной базы: 1% от номинального уставного капитала вероятно не даст что-либо крупному бизнесу, в конце концов, такой бизнес всегда может занять намного больше. Соответственно, миноритарные акционеры вполне обоснованно могли бы ставить вопрос о выходе из АО, коль скоро такое увеличение уставного капитала в ближайшем будущем, как только не будет принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям (п. 5 ст. 32 Закона об АО), что может привести к размыванию их голосов. Обеспечить принятие этого решения смог бы тот же акционер или группа акционеров, обеспечившие такое направленное на злоупотребление увеличение уставного капитала.

 При увеличении уставного капитала АО, когда впервые размещаются привилегированные акции (до данного момента в обществе существовали только обыкновенные) вообще или привилегированные акции нового типа, владельцы обыкновенных акций в действующей редакции закона не имеют преимущественного права (так как оно в соответствии с п. 1 ст. 40 Закона об АО действует только для владельцев акций той же категории (типа)). И это при том, что в обществе в результате такого размещения существенно изменится система корпоративного контроля, что по логике защиты интересов несогласных акционеров в силу ст. 75 Закона об АО должно давать акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций.

Вопрос о том, являются ли изменения, вносимые в устав в связи с увеличением уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций, основанием для выкупа акций в российском корпоративном праве был поднят достаточно давно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N № 6936/12 по делу N № А51-12302/2011 установило позицию, по которой принятие общим собранием акционеров решения об увеличении уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций не является основанием для возникновения у акционера права требовать у общества выкупа принадлежащих ему акций. Дальнейшая судебная практика стала складываться по этому пути.

Мотивировочная часть Постановления Президиума была связана с тем, что перечень оснований, которые дают акционеру право требовать выкупа акций, установленный ст. 75 Закона об АО, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, если при экономически разумном увеличении уставного капитала еще можно найти разумные обоснования, почему не следует платить одним за счет других, то в случае манипулятивного перераспределения корпоративного контроля, достигаемого путем использования акций двух категорий (типов) и их разной номинальной стоимости, возможно, несогласным акционерам все же следует предоставить защиту по правилам ст. 75 Закона об АО, но указанный законопроект ограничивается же предоставлением миноритарным акционерам – владельцам обыкновенных акций преимущественного права на приобретение привилегированных акций при их первой эмиссии и не дает данным акционерам права требования выкупа акций по правилам ст. 75 Закона об АО.

Существует мнение[2], что предоставление акционеру двух способов защиты (преимущественное право приобретения акций нового выпуска, а если он его не реализовал - выкуп акций) является чрезмерным. И, если принимать эту позицию, то её решение предполагается в следующем: основанием для выкупа является только ситуация, в которой акционеру не было предоставлено преимущественное право, а не ситуации, в которых он попросту не захотел или не мог его использовать, например, в случае отсутствия у него денежных средств для реализации преимущественного права. Однако, предоставление чрезмерной защиты интересов миноритарных акционеров также может привести к нарушению баланса интересов в системе корпоративного контроля.

В настоящее время законопроект находится на стадии публичного обсуждения, в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия указывается, что данный законопроект направлен на защиту прав миноритарных акционеров – владельцев обыкновенных акций. Также в отчёте описывается существующая проблема: действующие положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" представляют владельцам акций преимущественное право приобретения вновь размещаемых акций соответствующей категории (типа). Однако преимущественное право не применяется при размещении акций новой категории (типа). Такое регулирование допускает возможность нарушения интересов миноритарных акционеров при размещении таких акций. В частности, владельцы акций иной категории (типа) могут иметь повышенные дивидендные права и акции могут быть размещены в пользу лиц, связанных с контролирующим акционером.

Проблема, затронутая в законопроекте, действительно является актуальной на сегодняшний день и остро стоит вопрос о ее разрешении. Решение, предложенное Минэкономразвития России (соисполнители в паспорте законопроекта Минфин России; Минюст России; Центральный банк Российской Федерации), приведет к устранению пробела в законодательстве, и сделает интересы миноритарных акционеров более защищенными.

Подводя итог вышесказанному, становится очевидным, что принятие данного законопроекта направлено на установление баланса между интересами общества, мажоритарными акционерами и миноритарными акционерами, и является целесообразным.

[1] Степанов Д.И., Бойко Т.С. Выкуп акций у акционеров по их требованию и обязательная оферта в судебной практике. Комментарий к отдельным положениям проекта Постановления Пленума ВАС РФ "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части выкупа акций и применения главы XI.1)" // Вестник ВАС РФ. 2013. N 4. С. 64 - 94.

[2] Степанов Д.И., Бойко Т.С. Там же.


Автор: Арлашов А.Н.

Эксперт: к.ю.н., доцент В.И. Солдатова.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
12
Да, но проект требует изменений
4
Нет, не поддерживаю
13