11.12.2014

Заключение об основных направлениях совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации

Заключение принято на заседании круглого стола «Совершенствование избирательного законодательства и отдельных избирательных процедур в преддверии выборного цикла 2015-2018 гг.» (г. Москва, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 1 октября 2014 г.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


По итогам обсуждения основных проблем, связанных с реализацией норм избирательного законодательства Российской Федерации, вопросов, возникающих в рамках функционировании отельных избирательных процедур, участники круглого стола принимают настоящее заключение об основных направлениях совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации

1. Общие положения о совершенствовании избирательного законодательства.
В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько федеральных законов, регулирующих отношения по организации и проведению выборов: Федеральный закон от 12 июня 2002 г.
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав), Федеральный закон от 10 января 2003 г. 
№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Положения указанных законов во многом являются дублирующими, что позволяет сделать вывод о необходимости их систематизации в рамках единого акта федерального законодательства, либо принятия новых редакций действующих законов, с закреплением в Законе об основных избирательных прав общих положений, а в иных законах – особенностей проведения выборов соответствующего вида.
Кроме того, одной из важнейших задач, стоящей перед законодателем, является стабилизация избирательного законодательства.
В рамках этого направления необходимо обеспечить функционирование механизма реального общественного обсуждения законопроектов и общественных инициатив, направленных на совершенствование избирательного законодательства. Для обеспечения проведения указанной общественной экспертизы необходимо привлекать к общественному обсуждению тех лиц, которые участвуют в реализации норм законодательства о выборах (в том числе кандидатов, членов избирательных комиссий, наблюдателей и др.).
Помимо этого, одной из важных задач является максимально возможная унификация избирательного законодательства субъектов Российской Федерации. В ряде случаев реализация полномочия субъектов Российской Федерации на регулирование избирательных отношений явилась предпосылкой для различного рода злоупотреблений, выразившихся в фактически неравных для всех кандидатов условиях участия в избирательной кампании. Вместе с тем, при этом необходимо учитывать федеративный характер Российского государства, что подразумевает наличие определенных особенностей применительно к субъектам федерации.
Поэтому в избирательному законодательству субъектов Российской Федерации необходимо сочетать как ценности унификации, так и отражение необходимости специального регулирования в рамках законодательства субъектов.

2. Изменение порядка отзыва политической партией выдвинутого ей кандидата
.
В пункте 31 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено право политической партии отозвать выдвинутого ею кандидата не позднее, чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Представляется, что данный срок необходимо увеличить и установить его в пределах до окончания срока выдвижения кандидатов: не позднее, чем за три дня до момента окончания процедуры выдвижения кандидатов. Помимо этого, следует закрепить обязанность политической партии по уведомлению отзываемого ею кандидата в письменном виде о принятом решении в срок не позднее, чем за три дня до передачи документов об отзыве в избирательную комиссию соответствующего уровня. Указанные сроки позволят кандидату оспорить такое решение, если по его мнению, оно принято в нарушение действующего законодательства.
 
3. Определение перечня оснований для досрочного голосования.
С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №11-П и новой редакции статьи 65 Закона об основных гарантиях избирательных прав ЦИК России следует определить исчерпывающий перечень возможных оснований для досрочного голосования граждан, который бы не подлежал расширительному толкованию.

4. Регулирование процедуры сбора подписей депутатов представительных органов местного самоуправления

4.1 Рекомендуется установить предельное количество подписей для одного кандидата – не более 10% от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления и 15 резервных подписей. При таком условии для всех кандидатов будут обеспечены равные права в отношении сбора подписей.
4.2 Требует законодательного закрепления правило, согласно которому муниципальный депутат обязан нотариально заверить свою подпись, отданную им в поддержку того или иного кандидата на пост главы субъекта федерации, только у одного нотариуса в пределах нотариального округа по месту своей регистрации.

5. Совершенствование правового статуса представителя средства массовой информации, находящегося в день голосования на избирательном участке
 В рамках совершенствования правового статуса представителя средств массовой информации следует предусмотреть возможность обжаловать неправомерные действия кандидатов, наблюдателей, членов избирательных комиссий, решения избирательных комиссий.
Это позволит обеспечить всесторонний независимый общественный контроль за проведением выборами.
 
6. Регулирование процесса фото- и видеосъёмки при наличии на избирательном участке прозрачных ящиков для голосования
В целях обеспечения реализации принципа тайного голосования, на законодательном уровне необходимо предусмотреть специальные нормы, регулирующие процесс фото- и видеосъёмки избирателей в момент, когда они опускают бюллетени в ящики для голосования.
Вместе с тем, чтобы избежать возможного в этой ситуации нарушения прав средств массовой информации, следует установить запрет лишь на такую съемку, непосредственным объектом которой является гражданин и (или) заполненный им избирательный бюллетень.

7. Совершенствования правового статуса наблюдателя
Федеральный закон №67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует дополнить нормой о необходимости аккредитации всех наблюдателей как условии для их допуска на избирательные участки в день голосования. В рамках такой аккредитации наблюдатели должны подтверждать наличие у них минимально необходимого объема подготовки, свидетельствующего о возможности квалифицированной реализации ими возложенных на них обязанностей. Указанная аккредитация должна иметь общественный характер.
Обязанность по осуществлению данной процедуры целесообразно возложить на одну или несколько организаций, в которые войдут представители всех политических партий и общественных движений, чьи уставные цели связаны с выборами, а также ЦИК России.
Помимо этого, следует законодательно закрепить возможность направления наблюдателей не только от политических партий и средств массовой информации, но и от общественных объединений.
Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос организационно-правового характера о возможности учреждения специального координирующего органа, функцией которого являлась бы организация направления наблюдателей по избирательным участкам, с целью их пропорционального распределения по данным участкам. Указанный орган должен включать представителей кандидатов, политических партий и формироваться при территориальных избирательных коммиссиях.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
12
Да, но проект требует изменений
4
Нет, не поддерживаю
13