03.03.2022

Законы и проекты нормативных правовых актов, опубликованные 03.03.2022 г.

Центр правового мониторинга предлагает Вашему вниманию сводку опубликованных федеральных законов, законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и основных правовых новостей за 3 марта 2022 г.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Зарегистрированы и направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие законопроекты:

1. Проект федерального закона № 80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств)».
Предлагается установить дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также в сфере долевого строительства.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник:  https://sozd.duma.gov.ru/bill/80712-8

2. Проект федерального закона №  80713-8 «О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (о наделении Правительства Российской Федерации отдельными полномочиями)».
Предлагается наделить в 2022 году Правительство Российской Федерации полномочиями издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 г. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, продление сроков уплаты авансовых платежей по региональным и местным налогам, продление сроков предоставления в налоговые органы отчетности, продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, установление дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, страховых взносов, основания и условия неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также основания и условия неприменения ответственности за непредоставление (несвоевременное предоставление) отчетности в налоговые органы.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/80713-8

3. Проект федерального закона № 80714-8 «О внесении изменения в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Предлагается предусмотреть осуществление четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80714-8

4. Проект федерального закона № 80715-8 «О внесении изменения в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Предлагается предусмотреть осуществление четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80715-8

5. Проект федерального закона № 80716-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о продлении срока «амнистии капитала»)».
Предлагается предусмотреть осуществление четвертого этапа добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80716-8

6. Проект федерального закона № 80764-8 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года».
Предлагается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года.
Субъект права законодательной инициативы:  Президент Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80764-8

7. Проект федерального закона № 80921-8 «О внесении изменений в статьи 96-11 и 179-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году)».
Предлагается  закрепить в Бюджетном кодексе положения, предусматривающие возможность размещения средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80921-8

8. Проект федерального закона № 80928-8 «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Предлагается  регламентировать порядок взаимодействия органов, осуществляющих дознание и предварительное расследование, а также налоговых органов и страховщиков при решении вопросов о возбуждении соответствующего уголовного дела, в том числе использование материалов, представленных налоговыми органами и страховщиками, с установлением сроков рассмотрения этих материалов и принятия необходимых процессуальных решений.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80928-8

9. Проект федерального закона №  81152-8 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"».
Предлагается установить в Федеральном законе от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» положение, согласно которому в договоре потребительского кредита (займа) не могут содержаться условия об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
Субъект права законодательной инициативы:  Депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, Г.Ю.Семигин, О.А.Нилов, В.К.Гартунг, Д.Г.Гусев, А.А.Кузнецов, А.А.Ремезков, М.Г.Делягин, И.А.Ананских, Я.В.Лантратова; Сенатор Российской Федерации О.Н.Епифанова.
Источник:   https://sozd.duma.gov.ru/bill/81152-8

10. Проект федерального закона № 81184-8 «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».
Предлагается призывать на военную службу и направлять для прохождения военной службы на территории Донецкой и Луганской Народных Республик лиц, привлеченных к ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях против использования Вооруженных Сил.
Субъект права законодательной инициативы:  Депутаты Государственной Думы А.К.Луговой, Я.Е.Нилов.
Источник:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/81184-8

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1. В ювелирной отрасли предлагают отменить специальные налоговые режимы, а гражданам хотят дать возможность покупать золотые слитки без НДС. Такой законопроект Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять в первом чтении и в целом.

Документ внес на рассмотрение член бюджетного комитета Владислав Резник. Он считает, что действующая система налогообложения является основным препятствием для инвестирования россиян в драгметаллы и дедолларизации экономики. Покупка драгметаллов сейчас облагается 20-процентным НДС. Но при этом банки покупают золотые слитки по рыночной цене, без НДС.

Чтобы ввести драгметаллы в инвестиционный оборот, Резник предложил с 1 марта 2022 года освободить от НДС операции по продаже банками золотых слитков физлицам.

Помимо этого, предусматривается отмена специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли. Владислав Резник считает, что упрощенные системы создают неравные условия на рынке. Общий объем дополнительных поступлений НДС после отмены спецрежимов составит 20-30 миллиардов рублей. Думский Комитет по бюджету и налогам рекомендовал принять законопроект в первом чтении и в целом. Правительство и Совет Федерации поддерживают инициативу.
Источник:   https://www.pnp.ru/economics/komitet-gosdumy-rekomendoval-prinyat-zakonoproekt-ob-otmene-nds-na-zoloto.html

2. Правительство предложило ограничить основания для возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. Такой законопроект кабмина внесен на рассмотрение Госдумы.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие поводы и основания для возбуждения дела по налоговым преступлениям (ст. 140) и порядок рассмотрения сообщения о преступлениях в области уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве (ст. 144).

В частности, статью 140 УПК РФ предлагается дополнить положением о том, что поводом для возбуждения уголовных дел об уклонении от уплаты налогов, страховых сборов либо о сокрытии денег, за счет которых должны быть взысканы налоги, должны служить только материалы, направленные налоговыми органами.

Как прокомментировали в пресс-службе кабмина, эти нормы направлены на снижение нагрузки на предпринимателей в условиях нынешней геополитической ситуации и западных санкций.

Кроме того, согласно законопроекту, после получения сообщения о неуплате страховых взносов следователь в срок не позднее трех суток должен направить в территориальный орган страховщика, где состоит на учете страхователь, копию такого сообщения с приложением необходимых документов и предварительного расчета по страховым взносам.

В свою очередь, территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток направляет следователю заключение о нарушении законодательства об обязательном социальном страховании, информирует его о проведении проверки полноты уплаты страховых взносов либо об отсутствии сведений о нарушении законодательства. После получения заключения, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении следователь должен принять процессуальное решение.

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь может возбудить уголовное дело и до получения заключения из территориального органа страховщика.

В случае принятия закона он вступит в силу со дня его официального опубликования.
Источник: https://www.pnp.ru/social/povody-dlya-vozbuzhdeniya-del-za-neuplatu-nalogov-predlozhili-ogranichit.html

3. Комплекс мер подготовлен для защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Документы размещены в Системе обеспечения законодательной деятельности в ночь на 3 марта. Ожидается, что депутаты могут рассмотреть законопроекты на пленарном заседании 4 марта.

Кредитные каникулы.

Если законопроект примут, подать заявку на пересмотр условий обслуживания кредита, в том числе ипотеки, будет можно до 30 сентября 2022 года. Отмечается, что этот срок может быть продлен — по решению кабмина.

Попросить каникулы смогут как граждане, так и субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом заемщики должны заключить кредитный договор до 1 марта 2022 года или до вступления закона в силу.

Кредитные каникулы, хорошо зарекомендовавшие себя в пандемию,  в комплексе с другими мероприятиями помогут населению пережить эти достаточно непростые дни, прокомментировал инициативу председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев («Единая Россия»).

«Предлагаемая норма предоставляет серьезные возможности как непосредственно для наших граждан, так и для тех предпринимателей, которые, предоставляя в залог собственное имущество или бизнес, стараются его или расширить, или модернизировать», — сказал он «Парламентской газете».

Мобильные пенсии.

«Считаю, что законопроект в этой части правильный. Он дает возможность Правительству оперативно принимать решения в зависимости от обстановки», — прокомментировал предлагаемую норму «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).

Он напомнил, что изначально пенсии были проиндексированы ниже уровня фактической инфляции, а  затем по решению президента произошла корректировка повышения. Аналогичным образом были проиндексированы и военные пенсии. Но в настоящее время, по словам депутата, наблюдается рост цен и снижение покупательной способности, поэтому, возможно, потребуется очередной пересмотр пенсионных выплат.

Отчисленные ученики.

Внесенный законопроект также предполагает наделить Правительство правом устанавливать особенности приема на обучение «для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств».

Также кабмин сможет устанавливать особые условия проведения государственной итоговой аттестации и признания образования или квалификации, полученных в иностранном государстве.

Ранее уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила об отчислениях российских студентов из европейских вузов из-за ситуации с Украиной.

Это нарушает фундаментальные права студентов, прокомментировал ранее эту ситуацию «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов («Единая Россия»).

При этом депутат отметил, что Россия не будет отвечать запретом на запрет в этой ситуации. «Этот агрессивный шаг западных стран говорит о том, что нашей стране объявлена война. Но сразу хочу сказать, что мы не будем отвечать запретом на запрет. Россия с детьми не воюет!» — отметил он.

Российские лекарства.

Также кабмин может получить новые возможности для стимулирования создания в России производства лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

В частности, Правительство сможет принимать решения «об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий».

Анонсируя изменения в этой сфере на заседании кабмина 2 марта, премьер-министр Михаил Мишустин также сообщил, что по новым правилам «Правительство получит дополнительные полномочия, которые позволят быстрее принимать решения по лекарствам, медицинским изделиям, причем по самому широкому кругу вопросов».

Например, кабмин сможет вводить ограничения на вывоз медицинских изделий из нашей страны, которые были доставлены из государств, присоединившихся к санкциям.

Налоговые поправки.

Еще один законопроект №80713-8, также внесенный 3 марта в Госдуму, предполагает новый порядок проведения мероприятий по налоговому контролю и перенос уплаты сборов на более поздний срок. Так, предлагается наделить Правительство правом до конца года приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля, а также продлевать срок уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Также, согласно проекту закона, кабмин сможет продлевать сроки уплаты авансовых платежей по региональным и местным налогам, продлевать сроки предоставления налоговой отчетности и сроки исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Документ также предлагает дать больше полномочий высшим исполнительным органам госвласти субъектов. Например, они смогут издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов до 31 декабря 2022 года.

Четвертая амнистия капиталов.

Еще один законопроект, внесенный 3 марта в Госдуму, касается четвертой амнистии капиталов — добровольного декларирования активов и банковских счетов.

На этот раз россиянам предлагается задекларировать не только ценные бумаги, как это было в рамках предыдущего этапа амнистии, но и другие финансовые активы. Кроме того, согласно законопроекту, под амнистию попадают наличные средства.

Ранее, анонсируя меры поддержки российской экономики в условиях санкционного давления, глава Минфина Антон Силуанов подчеркивал, что планируемая амнистия будет более масштабной, чем в 2015, 2018 и 2019 годах.

Параллельно внесены законопроекты, вносящие сопутствующие изменения в Уголовный и Налоговый кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, уточняется, что участники амнистии капиталов освобождаются от уголовной ответственности за совершенные до 1 января 2022 года деяния.

О коллективных миротворческих силах ОДКБ.

Помимо пакета документов от Правительства, в Госдуму 3 марта также поступил законопроект президента (№80764-8) о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Сам протокол был подписан 16 сентября 2021 года в Душанбе. Изменения вносятся в Соглашение о миротворческой деятельности организации от 6 октября 2007 года и предусматривают возможность задействовать объединенные силы в миротворческих операциях под эгидой ООН через ОДКБ.

«Протоколом вводится понятие «координирующее государство» и предусматривается, что под его эгидой создаются коллективные миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности для применения в операции ООН по поддержанию мира», — говорится в пояснительной записке к документу.
Источник: https://www.pnp.ru/politics/kreditnye-kanikuly-predlagayut-vozobnovit-a-pensii-povyshat-operativno.html

4. В Комитете Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовали принять во втором чтении законопроект об уголовной ответственности за призывы к введению санкций в отношении России, сообщает ТАСС.

Согласно поправкам, Уголовный кодекс предлагается дополнить статьей о призывах в введению ограничений в отношении России, компаний и российских граждан.

В качестве ответственности за такие действия предусматривается штраф до 500 тысяч, либо ограничение свободы, либо ее лишение на срок до трех лет со штрафом до 200 тысяч рублей.

Законопроект был внесен в Госдуму спикерами обеих палат российского парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко, а также руководителями всех думских фракций. В первом чтении документ был принят в мае 2018 года.
Источник: https://www.pnp.ru/politics/komitet-gosdumy-podderzhal-ugolovnuyu-otvetstvennost-za-prizyvy-k-sankciyam-protiv-rf.html

5. Индексацию присуждённых судом денежных сумм предлагают проводить с учётом официальной статистики об инфляции. Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на пленарных заседаниях в весеннюю сессию.

Законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного суда от 12 января 2021 года, принятого по результатам рассмотрения жалоб граждан, которым суды отказали в индексации ранее присуждённых денежных сумм. Требования об индексации предъявлялись для компенсации потерь от длительного неисполнения судебных решений.

«Поскольку в законодательстве правило индексации отсутствует, а соответствующих договоров между заявителями и должниками не было заключено, в удовлетворении их требований отказывают. Конституционный суд указал, что действующее правовое регулирование создает возможность нарушения права на судебную защиту и предписал внести изменение в федеральное законодательство», — отмечал ранее замминистра юстиции Андрей Логинов.

Исходя из законопроекта, присуждённые денежные суммы должны индексироваться со дня вынесения решения суда или, в определённых случаях, с момента, когда такая выплата должна быть произведена. Для этого должна использоваться официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги   на сайте Росстата.

«Это поможет в полной мере возместить потери взыскателя от затягивания сроков выплат и будет стимулировать должников к своевременному исполнению своих обязательств», — заявлял ранее премьер-министр Михаил Мишустин.

Отдельно оговаривается, что присуждённые судом суммы не будут индексироваться, если взыскание направлено на бюджетные средства РФ. Кроме того, указанные поправки не распространяются на Арбитражный процессуальный кодекс. Предприниматели при заключении договоров должны сами принимать меры, направленные на снижение рисков, в том числе согласовывать и индексацию, полагают авторы инициативы.
Источник: https://www.pnp.ru/social/prisuzhdennye-sudom-sredstva-khotyat-indeksirovat-na-uroven-inflyacii.html

6. Кабмин предложил наделить прокуроров правом обжаловать недействительные сделки в суде. Такой законопроект планируется рассмотреть во втором чтении на пленарных заседаниях Госдумы в весеннюю сессию.

Законопроект исключает возможность использования судебной власти в противоправных целях, пояснял ранее замминистра юстиции Андрей Логинов.

«Для легализации доходов, полученных преступным путём, недобросовестные лица инициируют судебные разбирательства на основе притворных сделок, — пояснил он. —Выданные по итогам рассмотрения таких споров исполнительные листы служат основанием для перевода денежных средств в обход установленного порядка».

Во избежание таких ситуаций, предлагается наделить прокуроров правом обжаловать притворные сделки в суде. Кроме того, предусмотрено, что прокурор сможет вступать в судебный процесс на любой его стадии в случае, если спор инициирован для уклонения от необходимых обязанностей и процедур.

Прокуроры также смогут обращаться в арбитраж по поводу сделок, совершенных с несоблюдением правил по противодействию финансированию терроризма, законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства, права ЕАЭС и законодательства о таможенном регулировании. «Это позволит сделать более эффективной защиту интересов государства и общества в целом», — отметил Логинов.
Источник: https://www.pnp.ru/economics/prokuroram-khotyat-razreshit-obzhalovat-pritvornye-sdelki.html

 

 

 



Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
37
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
27