18.01.2019

Законы и проекты нормативных правовых актов, опубликованные 17 января 2019 г.

Центр правового мониторинга предлагает Вашему вниманию сводку опубликованных федеральных законов, законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и основных правовых новостей за 17 января 2019 г.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Зарегистрированы и направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие законопроекты:

1. Проект федерального закона № 628121-7 «О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 40 и 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве"».
Предлагается возложить  на  Федеральную службу  судебных  приставов  и  ее  территориальные  органы  обязанность направлять  по  запросам  военных  комиссариатов  информацию  о  возбуждении или  прекращении  исполнительного  производства  о  взыскании  задолженности по  алиментам  в  отношении  граждан,  состоящих  на  воинском  учете  или  не состоящих,  но  обязанных  состоять  на  воинском  учете,  и  исключить возможность  приостановления  исполнительного  производства  по  просьбе должника,  проходящего  военную  службу  по  призыву,  если  в  исполнительном документе содержится требование о взыскании алиментов.
Субъект права законодательной инициативы:  Депутаты Государственной Думы А.Л.Красов, Н.В.Назарова, В.В.Зубарев, Н.П.Санина, М.С.Шеремет, Н.И.Борцов, И.И.Фирюлин, В.В.Николаева, И.М.Гусева.
Источник:  http://sozd.parliament.gov.ru/bill/628121-7

2. Проект федерального закона № 628352-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"».
Предлагается внести изменения  в  статью  6.1 Федерального  закона  о  рынке  ценных  бумаг,  которые  предоставляют возможность  участникам  финансового  рынка,  оказывающим  услуги  по финансовому  консультированию  и  являющимся  членами  соответствующей саморегулируемой  организации  в  сфере  финансового  рынка,  определить признаки индивидуальной  инвестиционной  рекомендации в  базовом  стандарте данной  саморегулируемой  организации,  разработанным,  согласованным  и утвержденным в соответствии с требованиями Федерального закона  от 13 июля 2015  года N  223-ФЭ  "О саморегулируемых  организациях  в сфере  финансового рынка.
Субъект права законодательной инициативы:  Депутаты Государственной Думы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский, О.А.Николаев.
Источник: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/628352-7  

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1. Депутат от партии «Единая Россия» Андрей Красов внес на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором предлагается гражданам, имеющим двух и более детей, но, уклоняющимся от уплаты алиментов, не предоставлять отсрочку от призыва на военную службу. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

В настоящее время, согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 24 федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданам, имеющим двух и более детей, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. При этом, как отмечает автор инициативы в пояснительной записке, законодатель, предоставляя таким гражданам отсрочку от призыва на военную службу, подразумевает граждан, находящихся в браке, и соответственно принимающих участие в материальном обеспечении своей семьи, либо граждан, не находящихся в браке, но добросовестно исполняющих финансовые обязательства перед своими детьми.

Однако, данная норма сформулирована таким образом, что граждане, имеющие детей, но при этом уже не состоящие в браке и уклоняющиеся от уплаты алиментов, также могут воспользоваться такой отсрочкой от призыва на военную службу. В связи с этим предлагается внести поправку в данную норму закона.

Одновременно предлагается возложить на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы обязанность направлять по запросам военных комиссариатов информацию о возбуждении или прекращении исполнительного производства о взыскании задолженности по алиментам в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и исключить возможность приостановления исполнительного производства по просьбе должника, проходящего военную службу по призыву, если в исполнительном документе содержится требование о взыскании алиментов.
Источник:   http://rapsinews.ru/legislation_news/20190117/293866383.html

2. В Госдуму внесен законопроект, вводящий административную ответственность за распространение в интернете материалов, выражающих «в неприличной форме явное неуважение» к Конституции, государству, официальным государственным символам, органам госвласти РФ и обществу. РАПСИ опросило экспертов и изучило мировой опыт, подготовив ответы на все появившиеся в обществе вопросы по этой теме.

Правительство РФ ведет подготовку отзывов на законопроект об административной ответственности за неуважительные высказывания в сети в адрес властей. Авторами документа стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, а также группа сенаторов и депутатов Госдумы.

По предварительным данным, законопроектом предлагается ввести за оскорбления государственных символов, институтов власти и общества штраф в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Некоторые критики законопроекта ошибочно считают, что его действие будет направлено на предоставление особых привилегий определенным чиновникам. Отсюда вытекают подозрения, что это первый шаг к запрету любой именной критики Владимира Путина и других представителей власти.

Такая интерпретация искажает суть закона, который нацелен на защиту не отдельных должностных лиц, а институтов власти и государственных символов. Т.е. не конкретных людей с их личными интересами, а официальных представителей государства в функциональном значении. В данном ключе ни одна российская правовая норма подобные деяния на настоящий момент не рассматривает.

Президент – это один из государственных символов России, как флаг и герб. Правовая практика ведущих стран мира сходится на том, что президента можно критиковать, но строго запрещается оскорблять, поскольку это является сильнейшим дестабилизирующим общество фактором.

В частности, Конституция Италии в статье 87 прямо говорит, что президент «представляет национальное единство». Соответственно, любая попытка ослабить его роль путем дискредитации направлено на разрушение суверенитета. Как говорилось в обращении, которое появилось на сайте Общественной российской инициативы три года назад, «если люди позволяют себе отзываться о нашем лидере в крайних нецензурных выражениях, порочащих его честь, достоинство и доброе имя, значит, они не уважают и сам народ, и нашу государственность».

Не будет ли этот закон использоваться для ограничения критики власти

Некоторые критики законопроекта отмечают, что несколько широкая трактовка формулировки «проявление в неприличной форме явного неуважение к обществу», по их мнению, оставляет место для преследования инакомыслящих, открывает путь к цензуре. Не приведет ли это к тому, что о власти можно будет «говорить только как о покойниках: либо хорош, либо ничего», – задаются вопросом пользователи Рунета.

С учетом весьма взвешенного подхода правительства к обсуждению этого закона, можно предположить, что основные формулировки, включая эту, будут конкретизированы ко второму или даже первому чтению. Однако уже сейчас один из авторов документа – Андрей Клишас – уточняет, что новация никак не ограничивает конструктивную критику власти. Законопроект не ставит задачу искоренить любую невежливую критику, а предотвращает откровенно хулиганские провокации в интернете.

Проект ограничивает не критику или даже насмешки, а клевету и целенаправленную дискредитацию. Считается, что обществу надо дать возможность «выпускать пар», иногда даже в неприличной форме. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем фактом, что выбор формы выпускания пара – личное дело каждого до тех пор, пока это не ущемляет права других граждан, иначе это вполне может привести к крайне серьезным последствиям. Как отмечает главред МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, безнаказанные оскорбления ожесточают общество: «Начинается с оскорблений – заканчивается покушениями».

Зарубежный опыт, на который открыто ориентируются как авторы проекта, так и члены правительства, которые его изучают, показывает, что главным критерием в применении этого закона должна стать обоснованность заявлений. Например, в Испании подозреваемый освобождается от наказания, если докажет «истинность своих обвинений, которые были направлены против должностного лица».

Почему такое внимание уделяется именно президенту

Эта формулировка вопроса абсолютно не соответствует действительности: законопроект в равной степени распространяется на институты власти: президента, Госдуму, Федсобрание и т.д.

В этом он соответствует нормам ведущих стран мира. Так, например, в Уголовном кодексе ФРГ прописано наказание за публичное оскорбление президента в виде заключения от трех месяцев до пяти лет. При этом такой же срок полагается за оскорбление канцлера, другого члена правительства, правительства в целом, высших судей и т.д.

В Испании человек или группа лиц, оскорбившие законодательные органы власти – Генеральные кортесы (конгресс депутатов и сенат) или законодательные органы автономных сообществ во время их сессии или какую-либо их комиссию во время ее деятельности, наказывается штрафом на сумму от 12 до 18-месячных заработных плат.

Как и в российском законопроекте, в зарубежных законах сопоставимые наказания предусмотрены за оскорбление или злонамеренное выражение презрения к национальным цветам, флагу, гербу. В Германии, например, за это полагается штраф до 30 тысяч евро или заключение до трех лет.

Во Франции за тяжкое оскорбление национального гимна или флага во время демонстрации грозит штраф до 7,5 тысячи евро и заключение до 6 месяцев «в случае группового участия». Отдельным законом прописано наказание за «нетяжкое» оскорбление флага – штраф в 1,5 тысячи евро.

Уже есть статья 319 УК РФ, зачем нужен ее дублирующий закон

В России действует статья 319 УК РФ. За публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением она предусматривает наказание штрафом до 40 тысяч рублей либо даже исправительными работами на срок до одного года.

Однако на практике эта статья применяется исключительно в случаях оскорбления полицейского при исполнении. Так что любые оскорбления органов власти могут получить отпор только в рамках статьи о клевете или в частном порядке в рамках защиты чести и достоинства. В реальности это происходит довольно редко.

Авторы законопроекта признают, что в России уже действуют административная и уголовная ответственность за публичное надругательство над символами государства и оскорбление представителей власти. По их мнению, подобные правила должны действовать и в интернете, который является «общественным пространством». В нем необходимо обеспечивать порядок и поддерживать уважительное отношение к обществу и государству.

Надо заметить, что похожий законодательный процесс недавно произошел в Азербайджане. Там действующую статью УК 323.1, защищающую честь и достоинство президента от дискредитации, дополнили новым пунктом. Он устанавливает, что «если действия, предусмотренные в статье 323.1, распространяются в информационных ресурсах интернета с использованием фейковых имен, профилей или аккаунтов, то будет применяться наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 манатов или в виде лишения свободы на срок до трех лет».

Откуда взялась эта идея и есть ли у нее историческое обоснование

Рассматриваемая сейчас норма действовала в последние годы существования СССР. В мае 1990 года Верховный совет принял закон «О защите чести и достоинства президента СССР». За публичное оскорбление главы государства или клевету в отношении него он предполагал наказание в виде штрафа в размере до 3 тысяч рублей (примерно 12 средних зарплат). За эти действия также могли приговорить к исправительным работам до двух лет или лишению свободы до трех. На СМИ, опубликовавшие оскорбления и клевету, накладывался штраф до 25 тысяч рублей, а ответственным лицам грозило до 6 лет лишения свободы.

В постановлении Верховного совета разъяснялось, что «публичным оскорблением президента СССР является умышленное унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме», а «клеветой… распространение заведомо ложных, позорящих его измышлений». Важно отметить, что критические выступления в адрес самого президента и его политики под действие закона не подпадали, что отдельно указывалось в его тексте.

Эксперты считают цели принятия этого закона абсолютно оправданными. После стремительного развития решительных реформ началась оправданная и неоправданная критика власти, закон был призван защитить президента СССР и другие органы власти от волны оскорблений. По мнению некоторых экспертов, запоздалое принятие такого закона не позволило сохранить авторитет президента, что привело к массовой дискредитации органов власти в СМИ и обществе, ослаблению государства и стало одной из причин распада страны.

Данный законопроект фактически является базовой нормой национальной безопасности.

Не слишком ли суровое наказание предусмотрено законопроектом

Предлагаемые авторами проекта административные меры – одни из самых гуманных среди мировых аналогов. В Саудовской Аравии такие преступления (публичное оскорбление монарха) приравниваются к терроризму. А, например, в Таиланде местного жителя в 2017 году и вовсе приговорили к 70 годам тюрьмы за несколько постов в Facebook с фотографиями членов королевской семьи и комментариями, которые суд счел оскорбительными. Ему присудили по 10 лет за каждый пост, но потом суд решил снизить тюремный срок в два раза, учтя чистосердечное признание.

Можно списать это на специфическое азиатское правосудие, но и на Западе довольно суровы в отношении таких преступлений. Например, Уголовный кодекс Нидерландов за умышленную дискредитацию главы государства предусматривает наказание тюремным сроком до пяти лет. А за такое же преступление в отношении супруги короля, непосредственного прямого наследника или супруги последнего, а также регента – до четырех лет.

Аналогичный срок прописан и в Уголовном кодексе Германии. Более того, в нем прописано, что тот, кто «наносит оскорбление Федеративной Республике Германии или одной из ее Земель, или их конституционному порядку, или злонамеренно порочит или оскорбляет цвета, знамя (флаг), герб или гимн Федеративной Республики Германии или одной из ее Земель», наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом.

В 2017 году Британский Центризбирком призывал запретить голосовать гражданам, уличенным в оскорблении политиков в интернете. А в Испании за 3 года было оштрафовано 47 980 человек по статье «неуважение к представителям органов безопасности», в том числе за лайк и репост видео в Facebook.

Те, кто считает, что российский законопроект предусматривает слишком широкий круг лиц, которых он защищает, могут поинтересоваться законодательством такого нашего западного соседа, как Польша. В этой стране уголовная ответственность может последовать за оскорбление не только президента собственной страны, но и других стран, которые в этот момент гостят в Польше, а также даже Папы Римского.

Мы этот закон только принимаем, а в прогрессивных странах его уже отменяют

Действительно, в 2013 году парламент Франции отменил отдельную статью в Уголовном кодексе, предусматривающую наказание в виде лишения свободы за оскорбление президента республики, который существовал с 1881 года.

Причиной этому стало решение Европейского суда по правам человека. Международные судьи посчитали, что французская юстиция нарушила «право на свободу слова» жителя страны Эрве Эона, который был наказан за высказывание в отношение экс-президента Николя Саркози: «Исчезни, недоумок». За такой намек на использование Саркози подобной фразы при столкновении с человеком, отказавшемся пожать ему руку, Эон был приговорен к штрафу в 30 евро.

Однако в реальности отмена специального закона привела к тому, что оскорбление в адрес президента республики теперь будет рассматриваться на тех же условиях, что и в отношении других высокопоставленных официальных лиц при исполнении обязанностей. И предусмотренный при этом максимальный штраф составляет 45 тысяч евро.

Более того, сразу после отмены вышеуказанной нормы закон о свободе прессы включил президента Франции в список государственных должностных лиц, имеющих право на усиленную защиту от диффамации.

Другую попытку отменить защиту верховной власти страны от оскорблений предприняли недавно в Испании. Однако в марте 2018 года конгресс депутатов отклонил предложение оппозиционной партии «Левые республиканцы Каталонии» об отмене уголовного наказания за оскорбление членов королевской семьи.
Источник: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20190117/293888263.html

 

 

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА ПОРТАЛЕ
REGULATION.GOV.RU

Проекты федеральных законов:

1. Название:  О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Разработчик: Минэкономразвития России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.  
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87726

2. Название:  Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной статистики.
Разработчик:
 Росстат.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87739

Проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

1. Название: О внесении изменений в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.
Разработчик: Минтруд России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87719

2. Название: Об утверждении Правил предоставления в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» в 2019 году иного межбюджетного трансфера из федерального бюджета бюджету Красноярского края на развитие метрополитена.
Разработчик:
 Минтранс России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87729

3. Название: Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов, подведомственных ему организаций, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Разработчик: МЧС России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87730

Проекты ведомственных актов:

1. Название: Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО "ГАЗЭКС" на территории Нижегородской области.
Разработчик: ФАС России.
Даты обсуждения: 17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.   
Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87717

2. Название:  Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплате лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».
Разработчик:  Минздрав России.
Даты обсуждения: 17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:   https://regulation.gov.ru/projects#npa=87723

3. Название:  Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газ-Гарант" на территории Владимирской области.
Разработчик: ФАС России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:   https://regulation.gov.ru/projects#npa=87718

4. Название:  О признании утратившим силу Положения Банка России от 1 августа 2017 года № 597-П «О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также временной администрации по управлению банком, назначаемой в случае утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в урегулировании обязательств банка».
Разработчик:  Центральный банк Российской Федерации.
Даты обсуждения: 17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:   https://regulation.gov.ru/projects#npa=87719

5. Название: Об утверждении порядка представления заявки субъектом Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации возникающих при реализации программ субъекта, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания..
Разработчик: Минтруд России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87722

6. Название:  О внесении изменений в приказ Судебного департамента от 29.04.2003 № 36 и инструкцию, утвержденную этим приказом.
Разработчик: Судебный департамент.
Даты обсуждения:   17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87725

7. Название:  О внесении изменения в Правила движения и стоянки судов в Волжском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 2 августа 2018 г. № 282.
Разработчик: Минтранс России.
Даты обсуждения:   17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=87728

8. Название: Проект приказа ФМБА России "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) используемых должностными лицами Федерального медико-биологического агентства и его территориальных органов при проведении проверок соблюдения требований радиационной безопасности при обращении с радиационными источниками".
Разработчик: ФМБА России.
Даты обсуждения:   17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87727

9. Название:  Об утверждении перечня форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса.
Разработчик:
 Минэнерго России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник:  https://regulation.gov.ru/projects#npa=87731

10. Название: Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм.
Разработчик: Минэнерго России.
Даты обсуждения:  17 января 2019 г.  – 31 января 2019 г.
Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=87732

 

 



Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
41
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
27