Олег Сергеевич выступал на двух площадках форума - «Экономика и управление системой здравоохранения: устойчивость и развитие» и «Лекарственное и технологическое обеспечение здравоохранения – резерв для повышения доступности и качества медицинской помощи» по проблемам системы правового регулирования в указанных сферах.
Как отметили участники форума ОНФ, одной из причин принятия нерациональных решений в сфере здравоохранения является отсутствие учета общественного мнения при обсуждении различных документов, которые регламентируют работу этой отрасли.
«Проекты приказов и законопроекты Минздрава готовятся при недостаточном учете мнения общественности, отсутствует процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ)», - заявил О.С. Гринь. В результате решения по таким важным вопросам, как оптимизация, закупки, государственно-частное партнерство, принимаются без всестороннего обсуждения и даже – в случае с проектами приказов – без учета мнения заинтересованных ведомств.
«Необходимо повышать открытость и усиливать общественный контроль за процессом разработки документов, регулирующих сферу здравоохранения. В нем должны участвовать эксперты в области медицины, представители профессионального сообщества, производители лекарственных средств и медицинского оборудования. При этом в обязательном порядке должны учитываться предложения конечных получателей услуги – граждан. Сделать это можно, введя процедуру ОРВ», – подчеркнул О.С. Гринь.
В настоящее время ОРВ проводится только для законопроектов и проектов подзаконных актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, при том что процент заинтересованных лиц в данных сферах в разы меньше, чем тех, кого напрямую касаются изменения в здравоохранении, отметили участники встречи. При этом они обратили внимание на то, что оценке регулирующего воздействия должны обязательно подвергаться не только законопроекты, но и акты Минздрава, которые играют более значимую роль, чем основной для отрасли закон «Об основах охраны здоровья граждан».
«Дело в том, что этот закон содержит 113 отсылок на акты Минздрава, соответственно, именно ими в большей степени регулируется данная сфера. Условия, при которых принимаются акты такого рода, исключают процедуру их согласования по межведомственным вопросам с другими ведомствами, что требует совершенствования», – считает О.С. Гринь.
При этом, по мнению участников форума, регулирование такой чувствительной сферы, как здравоохранение, должно проводиться вовсе не приказами Минздрава, которые могут постоянно меняться, а постановлениями правительства РФ.
«При нынешней системе подзаконные акты Минздрава играют решающую роль, даже более значимую с практической точки зрения, чем федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», который состоит из самых общих правил. Законодательное регулирование таким образом истощается и теряет свой авторитет, потому что декларативные и общие положения, содержащиеся в нормах закона, де-факто могут быть полностью изменены на уровне подзаконного акта», – пояснил сложившуюся ситуацию руководитель Центра правового мониторинга О.С. Гринь.
По
материалам сайта ONF.RU