06.11.2015

Заключение по итогам работы круглого стола «Уголовная ответственность юридических лиц: объективная обусловленность и перспективы введения"

(г. Москва, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 20 октября 2015 г.)

Участники круглого стола «Уголовная ответственность юридических лиц: объективная обусловленность и перспективы введения» (далее – круглый стол) отмечают, что институт юридического лица, изначально относившийся исключительно к сфере гражданского законодательства, в настоящее время приобрел межотраслевой характер. Это проявляется в осуществлении государственного регулирования деятельности некоторых разновидностей юридических лиц (с учетом особенностей их правоспособности), в наделении ряда юридических лиц функциями публично-правовых образований (государственные корпорации, управляющие компании территориями опережающего социально-экономического развития и инновационным центром «Сколково» и др.), в функционировании института административной ответственности юридических лиц и других аспектах.

Законодательству многих государств известна конструкция не только административной, но и уголовной ответственности юридических лиц (Австралия, Австрия, Великобритания, Испания, Италия, Китай, Канада, США, Швейцария, Франция и др.). Существование уголовной ответственности юридических лиц обусловлено тем, что многие преступления совершаются в интересах организаций, которые в результате этого получают соответствующие незаконные преимущества. При этом в случаях совершения преступлений в сфере экономики, экологических преступлений, преступлений в сфере общественной безопасности, коррупционных и других преступлений, влекущих значительные общественно опасные последствия, юридические лица при отсутствии уголовной ответственности фактически не претерпевают особых лишений или ограничений их прав (за исключением имущественных).

Введение уголовной ответственности юридических лиц, в частности, позволит избежать возбуждения двух дублирующих друг друга процессов: привлечения физического лица к уголовной ответственности, а юридического – к административной, когда преступление совершается действиями граждан в интересах организаций (например, статья 291 УК РФ («Дача взятки») и статья 1928 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»). В частности, в настоящее время это приводит к ущемлению прав юридических лиц в тех случаях, когда факты, установленные приговором суда по уголовному делу в отношении гражданина (в котором представители организации по действующему закону не участвуют), используются судами по делам об административных правонарушениях юридических лиц.

Вместе с тем институт уголовной ответственности юридических лиц не согласуется с принципами личной виновной ответственности физических лиц, которые реализованы в действующем российском уголовном законе. В целом, очевидно, что юридическое лицо не может привлекаться к ответственности по большинству составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и к нему объективно не может применяться большинство видов уголовно-правовых наказаний.

В связи с этим при рассмотрении вопроса о возможности введения конструкции уголовной ответственности юридических лиц в российское законодательство рекомендуется обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, необходимо определить качественные отличия уголовной ответственности юридических лиц от иных видов юридической ответственности, к которым в соответствии с действующим российским законодательством могут привлекаться организации (прежде всего, от административной и гражданской).

Во-вторых, следует выявить перечень преступлений (прежде всего, из числа преступлений в сфере экономической деятельности, экологических преступлений, преступлений коррупционной направленности, преступлений, направленных на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма и др.), по которым объективно возможно привлечение юридических лиц к уголовной ответственности.

В-третьих, необходимо определить виды уголовно-правовых наказаний, которые могут применяться к юридическим лицам.

В-четвертых, требуется проработать вопрос о введении в отношении юридических лиц иных мер уголовно-правового характера, которые могут предполагать установление ограничений применительно к осуществлению отдельных видов деятельности, доступу к программам государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, возможности участия в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

Таким образом, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости дальнейшего всестороннего научно-практического обсуждения вопроса о введении в России института уголовной ответственности юридических лиц, прежде всего, в отношении отдельных составов из числа преступлений в сфере экономической деятельности, экологических преступлений, коррупционных преступлений, преступлений, направленных на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма и других преступлений, предусмотренных российским уголовным законом. 

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
41
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
27