28.02.2022

Законы и проекты нормативных правовых актов, опубликованные 28.02.2022 г.

Центр правового мониторинга предлагает Вашему вниманию сводку опубликованных федеральных законов, законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и основных правовых новостей за 28 февраля 2022 г.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Зарегистрированы и направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие законопроекты:

1. Проект федерального закона №  78682-8 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации».
Предлагается внести изменение в статью 395, содержащую перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, дополнить перечень лиц, которым такие земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование (пункт 2 статьи 3910 ЗК РФ), уточнить статью 3919 ЗК РФ, на основании которой законами субъектов Российской Федерации будет осуществляться регулирование вопросов предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в безвозмездное пользование и последующее предоставление соответствующих земельных участков в собственность бесплатно.
Субъект права законодательной инициативы:  Курганская областная Дума.
Источник:  https://sozd.duma.gov.ru/bill/78682-8

2. Проект федерального закона № 78711-8 «О внесении изменения в статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
Предлагается устранить возникшую коллизию и осуществить правое регулирование, направленное на восстановление нарушенных прав отдельных категорий граждан Российской Федерации.
Субъект права законодательной инициативы:  Курганская областная Дума.
Источник:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/78711-8

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1. До 2030 года в стране планируют построить более миллиарда квадратных метров жилья. Это позволит увеличить обеспеченность граждан жильем с нынешних 26,9 квадратных метра на человека до 33,8. Такие планы содержит Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года.

За последние 10 лет в России построили 767, 4 миллиона квадратных метров жилья. Так только в 2020 году общий объём ввода жилья составил 82,2 миллиона квадратных метров.

Однако, таких темпов недостаточно, чтобы решить жилищную проблему считают в Минстрое. По данным ведомства, в пересчёте на граждан в 2020 году в России построили всего чуть более квадратного полуметра жилья. При этом на одного россиянина сейчас приходится, в среднем, 26,9 квадратов. А уровень доступности жилья для россиян оценивается в 53 процента.

«Стратегическая задача на ближайшую десятилетку: ввод более 1 миллиарда квадратных метров жилья в 2020-2030 годах, а также обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья, для не менее чем двух третьих граждан страны», — рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Для этого объёмы жилищного строительства планируют увеличить до 120 миллионов квадратных метров в год, а по многоквартирным домам, уже находящимся в стадии строительства, — до 140 миллионов.

«Это позволит более чем на 20 процентов обновить жилой фонд к 2030 году. В итоге, улучшить жилищные условия смогут не менее 5 миллионов семей в год», — отметил депутат.

Если заявленные показатели выполнят, все россияне станут богаче, в среднем, почти на семь квадратных метров жилья. «А в целом обеспеченность населения жильем составит 33,8 квадрата на человека к 2030 году», — рассказал Пахомов.
Источник:   https://www.pnp.ru/economics/rossiyanam-obeshhayut-dobavit-po-sem-kvadratnykh-metrov-zhilploshhadi.html

2. Для защиты прав потребителей страховых услуг, Минфин подготовил поправки в закон «О страховом деле». Документ размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов 24 февраля.

Авторы поправок предлагают запретить «юридическим лицам, не являющимся субъектом страхового дела или страховым агентом, использовать в своем наименовании слово «страхование» и производных от него словосочетаний».

В Минфине считают, что эта норма поможет защитить права потребителей страховых услуг, которых нерадивые дельцы нередко вводят в заблуждение.

«Такую норму давно ждут и сами страховщики, если говорить о добросовестных участниках рынка. Потому что мошенничество в этой сфере, действительно есть», — прокомментировал «Парламентской газете» предлагаемую норму заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Аркадий Свистунов (ЛДПР).

Большой блок изменений касается контроля за системой управления рисками страховиков с целью повышения их устойчивости и платежеспособности. Например, документ обязывает компании «создавать комплексные системы управления рисками и собственными средствами», а также вводить «нормативы достаточности собственных средств».

Также документ предусматривает некоторые послабления для страховых компаний. Например, исключаются требования о наличии у страховой компании ревизионной комиссии, уменьшается количество документов для лицензирования.
Источник: https://www.pnp.ru/social/kompaniyam-kotorye-ne-obespechivayut-riski-grazhdan-zapretyat-nazyvatsya-strakhovymi.html

3. Ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ хотят включить в цели волонтёрской деятельности. Это позволит благотворительным некоммерческим организациям получать господдержку. Такой законопроект депутатов «Единой России» планируют рассмотреть в первом чтении на пленарных заседаниях в весеннюю сессию.  

Поправки предложили внести в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)».

По действующим нормам к благотворительной и волонтёрской деятельности относятся, например, оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам. Организации, которые осуществляют такую деятельность, могут рассчитывать на федеральную, региональную и местную поддержку.

Как правило, эти организации также непосредственно участвуют в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ либо в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и вносят значительный вклад в эту деятельность. По данным МЧС, за 2018-2020 годы некоммерческие организации участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций около 40 тысяч раз и более 24,5 тысячи раз — в ликвидации их последствий. И эти показатели ежегодно растут, отмечается в пояснении к документу.

Тем не менее, такая деятельность по закону не считается волонтёрством, и поэтому организации, участвующие в ликвидации ЧС, уже не имеют права на господдержку. В связи с этим, предлагается включить содействие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ в число целей добровольческой деятельности.
Источник: https://www.pnp.ru/social/dobrovolcam-pozharnym-khotyat-dat-status-volontyorov.html

4. ВС РФ подсказал, когда можно заключить новый договор аренды публичного имущества без торгов.

В ходе банкротства МУП компания арендовала у него электросетевой комплекс. В декабре 2016 года заключили договор аренды на новый срок. Когда он истек, компания продолжила пользоваться имуществом. Только в 2019 году стороны подписали новое соглашение на 10 лет.

Компания обратилась за госрегистрацией нового договора, после того как получила от местных властей согласие продлить аренду. Росреестр отказал: договор не могли заключить без торгов. Компания пожаловалась в суд.

Все инстанции поддержали Росреестр:

- в договоре от декабря 2016 года зафиксировали преимущественное право на продление аренды (путем подписания нового соглашения), но он перестал действовать в тот же месяц 2017 года. При этом новый документ сразу не подписали;

- в 2016 году контрагенты заключили договор по Закону о банкротстве (без торгов). Из-за этого стороны не могли оформить новое соглашение вне конкурса.

ВС РФ среди прочего отметил: Закон о банкротстве не определяет, как использовать арендованное имущество после того, как дело о несостоятельности прекратили. В связи с этим нужно исходить из возобновления договора на неопределенное время. Условия - арендатор продолжает использовать имущество после того, как предыдущее соглашение истекло, а арендодатель не возражает.

Доказательств того, что компания вела себя недобросовестно, нет. Таким образом, договор от декабря 2016 года не прекратил действовать в тот же месяц 2017 года, а при заключении нового соглашения в 2019 году нарушений не было.

Дело направили на новое рассмотрение.

Документ: Определение ВС РФ от 08.02.2022 N 302-ЭС21-16443
Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179580/e4e8c2ea7317fe147ba6fd30070580d0d0eebe18/

5. КС РФ указал, когда победителя госзакупки могут счесть недобросовестным и обязать вернуть деньги.

Контролеры выяснили, что победитель закупки вопреки ее условиям подал заявку на участие в аукционе без правильно оформленной лицензии на оказание услуг. Это сочли недобросовестной конкуренцией.

Суды согласились с такой трактовкой, ведь другие участники с надлежащим разрешением не смогли выиграть закупку. Победителя обязали вернуть в бюджет доход по частично исполненному контракту. Он отказался и дошел до КС РФ.

КС РФ среди прочего назвал обстоятельства, при которых участие в аукционе без правильно оформленной лицензии и исполнение контракта, заключенного по его итогам, нельзя считать недобросовестной конкуренцией. Речь идет о таких обстоятельствах:

- комиссия по закупкам может выявить подобное нарушение условий аукциона при обычной внимательности и осмотрительности;

- участник закупки специально не скрывал свое несоответствие требованиям закупки.

Участника можно обвинить в недобросовестной конкуренции, если он ввел заказчика в заблуждение, чтобы получить конкурентное преимущество, и тем самым затруднил работу комиссии по выбору поставщика. Пример таких действий - в заявке указали заведомо ложные сведения и приложили к ней подложные документы.

Если действия победителя закупки признают недобросовестной конкуренцией, от него могут потребовать перечислить в бюджет все полученное по контракту.

Документ: Постановление КС РФ от 17.02.2022 N 7-П
Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179580/848af0311f08907bee89a18f74bff1c048a1c9d7/

6. Правительство России планирует в марте 2022 года внести в Госдуму законопроект об объединении Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в Социальный фонд, чтобы до конца весенней сессии законопроект был принят. Об этом сообщил в понедельник замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.

"Мы для себя на сегодня имеем график, в соответствии с которым мы в марте месяце при том, что мы получим, в том числе, поддержку от вас, от наших заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, внести хотим проект федерального закона в Госдуму правительством РФ. Соответственно, до конца весенней сессии принять его с тем, чтобы с 1 января 2023 года уже Социальный фонд в полном объеме осуществлял функции Пенсионного фонда и Фонда социального страхования", - сказал он на нулевом чтении законопроекта в Общественной палате РФ.

Он добавил, что до конца 2022 года однозначно успеют подготовить нужные документы.

Ранее Минтруд опубликовал на портале нормативно-правовых актов законопроекты об объединении с 1 января 2023 года ПФР и ФСС в Фонд пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России). Кроме того, планируется ввести единый тариф на страховые взносы.

Вопрос объединения трех внебюджетных социальных фондов был поднят в 2018 году. В декабре 2018 года были даны поручения Минтруду и внебюджетным социальным фондам (ПФР, ФСС и Фонду обязательного медстрахования) внести концептуальные предложения по изменению правового статуса фондов. Изменить правовой статус всех трех организаций затруднительно, требуются варианты для обсуждения с объединениями профсоюзов и работодателей. Впоследствии от идеи объединения трех фондов отказались, поскольку структура и функции ФОМС сильно отличается от структур ПФР и ФСС.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/13899511

 

 


Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
41
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
27