09.02.2024

Законы и проекты нормативных правовых актов, опубликованные 09.02.2024 г.

Центр правового мониторинга предлагает Вашему вниманию сводку опубликованных федеральных законов, законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и основных правовых новостей за 9 февраля 2024 г.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Зарегистрированы и направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие законопроекты:

1. Проект федерального закона №  547583-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
Предлагается  установить Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"  следующие аналогичные положения: 1) национальный режим (обеспечивает происходящему из иностранного государства товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом) при осуществлении закупок предоставляется по общему правилу вне зависимости от наличия или отсутствия международного договора о предоставлении национального режима определенному иностранному государству, за исключением случаев, при которых Правительством Российской Федерации приняты меры, устанавливающие запрет или ограничение закупок товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, преимущества в отношении товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом (далее соответственно - запрет, ограничение, преимущество); 2) Правительство Российской Федерации при установлении запрета, ограничения, преимущества учитывает международные обязательства Российской Федерации, в связи с чем: а) не может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в отношении товаров, работ, услуг, если Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому соответствующему иностранному государству предоставлен национальный режим; б) может устанавливать запрет, ограничение, преимущество в случаях, когда соответствующий международный договор содержит положения (изъятия, исключения), при которых национальный режим не предоставляется.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник:  https://sozd.duma.gov.ru/bill/547583-8

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1. Сенаторы подготовят предложения о дополнительных мерах господдержки субъектов РФ по созданию новых и модернизации действующих объектов инфраструктуры речного транспорта, портов и внутренних водных путей. Об этом заявила вице-спикер Совета Федерации Инна Святенко по итогам выездного расширенного совещания на тему «Актуальные вопросы развития речных круизных маршрутов в России». Мероприятие прошло на Южном речном вокзале Москвы, сообщили в Совфеде.

Уже сейчас государство проводит работу по развитию речного транспорта. Первый замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов отметил, что существенной поддержкой стал принятый в ноябре 2023 года закон, направленный на упрощенное и ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот объектов речного порта и иного портового имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Сейчас идет работа над перечнем объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также не востребованных в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Закон позволяет применять сокращенную процедуру торгов для таких объектов. Всего в России функционируют 84 речных порта, в которых 256 различных портовых сооружений находятся в собственности государства, но 60 процентов из них не функционируют.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев подчеркнул, что сенаторы уделяют большое внимание изучению и адаптации успешного опыта развития транспортной инфраструктуры. В Республике Марий Эл, которую представляет Косачев в Совфеде, на более чем 70 км протяжении Волги до недавнего времени не было ни одной причальной стенки, первая появилась в прошлом году в Козьмодемьянске. Сенатор рассчитывает, что их станет больше и республика в полном объеме впишется в федеральные программы развития речного круизного туризма.
Источник:   https://www.pnp.ru/economics/senatory-podgotovyat-mery-po-razvitiyu-rechnogo-transporta-v-regionakh.html

2. Минюст России разработал законопроект, направленный на обеспечение прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах, на свободу вероисповедания, сообщает в пятницу пресс-служба ведомства.

Законопроект подготовлен во исполнение указания президента РФ от 25 августа 2023 №Пр-1674, предусматривающего введение должностей помощника начальника СИЗО по работе с верующими.

"Изменения расширят возможности работы с верующими. Религия помогает людям, содержащимся в учреждениях УИС, получить поддержку и встать на правильный путь, а также является важной составляющей снижения рецидивной преступности", - говорится в сообщении.

Как говорится в пояснительной записке, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» новой статьей 18.2, согласно которой в целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, ФСИН России заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Минюст России предлагается наделить полномочием по утверждению требований к содержанию таких соглашений.

Сейчас аналогичные положения об обеспечении свободы совести и вероисповедания предусмотрены статьей 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении осужденных.
Источник: https://rapsinews.ru/legislation_news/20240209/309609788.html

3. Правительство в четверг внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается наделить Минюст России полномочиями по определению порядка проведения религиоведческой экспертизы и порядка регистрации представительства иностранной религиозной организации.

Законопроектом вносятся поправки в Закон №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Предлагается закрепить полномочия Минюста России по установлению порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации.

В пояснительной записке говорится, что указанные полномочия были закреплены за "уполномоченным федеральным органом исполнительной власти" в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2008 г. №160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации". Таким уполномоченным органом, в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 2004 года №1313, являлся Минюст России.

Однако Указом Президента от 13 января 2023 года №10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Указ №1313 был признан утратившим силу. Таким образом, в настоящее время указанные полномочия на законодательном уровне не закреплены.
Источник: https://rapsinews.ru/legislation_news/20240208/309609074.html

4. С 5 февраля 2024 года уполномоченный орган должен присвоить объекту адрес, аннулировать его или отказать в этих действиях в течение 5 рабочих дней с даты поступления электронного заявления. Ранее предельный срок составлял 10 рабочих дней независимо от формы документа.

Новшество не касается ситуаций, когда подают бумажное заявление.

Есть и другие изменения. Так, с 1 марта 2024 года вместе, например, с решением присвоить адрес уполномоченный орган направит заявителю выписку из адресного госреестра. Сейчас ее к решению не прилагают.
Источник: https://www.consultant.ru/legalnews/24533/

5. Правительство подготовило проект поправок к закупочному законодательству, регламентирующих вопросы импортозамещения. Проект рассматривают на заседании 8 февраля.

"Правила проведения (закупочных процедур - ИФ) и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон и опираться на безусловный приоритет российских брендов, - сказал на этом заседании премьер- министр Михаил Мишустин. - Такой подход позволяет стимулировать создание новых производств".

Поправки предусматривают оптимизацию всех закупочных процедур и устанавливают единый порядок предоставления в ходе закупок преимуществ поставщикам отечественной продукции.

"Прежде всего речь идет о правовых основаниях, как для полного запрета на участие в торгах определенных иностранных товаров или услуг, так для введения ограничений в рамках условия "второй лишний", когда существует российский претендент", - добавил Мишустин.

Также, по словам председателя правительства, законопроектом предусмотрено введение нормы, которая позволит использовать механизм ценовой преференции (15%) при закупках товаров российских производителей.

"В случае с конкуренцией сразу нескольких продуктов, которые изготовлены внутри страны, предпочтение, соответственно, будет отдаваться изделию с более высоким технологическим уровнем локализации производства", - уточнил Мишустин.

Минфин подготовил законопроект в 2023 году. Проект направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.

Документ предусматривает включение в 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") и 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.

"Сейчас все эти вопросы регулируются девятью подзаконными актами, - отмечала в мае 2023 года директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".

В случае принятия этого законопроекта, по словам Демидовой, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило "второй лишний", поскольку действующее менее жесткое "третий лишний" не всегда работает. "Если есть эксклюзивный российский производитель, то при отсутствии российского конкурента он вынужден на равных конкурировать с поставщиками иностранной продукции", - говорила глава департамента.

Также планируется унификация ценовой преференции независимо от вида процедуры. "Контракт в таком случае будет заключаться по цене, предложенной поставщиком, - добавляла Демидова. - Но при ранжировании предложений участников закупки будет учитываться ценовая преференция, предоставляемая поставщику российской продукции".

Демидова подчеркивала также, что принятия этого законопроекта и соответствующего подзаконного акта для полноценного запуска механизма импортозамещения недостаточно. Потребуется еще оптимизация действующего механизма подтверждения страны происхождения того или иного товара. За это направление отвечает Минпромторг.

 

Сейчас многие российские производители считают слишком затратной для себя процедуру подтверждения страны происхождения товара и включение соответствующей информации в Реестр российской продукции или Реестр российской радиоэлектронной продукции.

Замначальника отдела департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алан Фаизов в прошлом же году отмечал, что оптимизация и унификация требований по подтверждению страны происхождения товара (в том числе введение балльной системы оценки соответствия) предусмотрена внутренними документами министерства и такая работа ведется соответствующими подразделениями ведомства.

По данным Минфина, в случае принятия этого законопроекта необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов.
Источник: https://www.interfax.ru/russia/945184

 

 



Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
41
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
27