29.10.2018

Законы и проекты нормативных правовых актов, опубликованные 29.10.2018 г.

Центр правового мониторинга предлагает Вашему вниманию сводку опубликованных федеральных законов, законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и основных правовых новостей за 29 октября 2018 г.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ВНЕСЕННЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Зарегистрированы и направлены Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следующие законопроекты:

1. Проект федерального закона № 574348-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений"».
Предлагается внесение  изменений  в  положения Федерального  закона  от  6  октября  2003  г.  №  131-Ф3  "Об  общих  принципах организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  в  части уточнения  форм  межбюджетных  трансфертов,  предоставляемых  местным бюджетам  из  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации,  в  целях приведения  положений  данного  закона  в  соответствие  с  вносимыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Субъект права законодательной инициативы:  Правительство Российской Федерации.
Источник:  http://sozd.parliament.gov.ru/bill/574348-7

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1. Президент РФ Владимир Путин в начале октября внес в Государственную Думу РФ законопроект, направленный на частичную декриминализацию статьи 282 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Законопроектом предлагается применять уголовное наказание за публичное (в том числе с использованием СМИ и публикаций в интернете) возбуждение ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства согласно диспозиции части 1 статьи 282 УК РФ лишь в случае повторного совершения правонарушения лицом, подвергнутым административной ответственности за аналогичное деяние.

Инициированная главой государства декриминализация статьи 282 УК РФ носит частичный характер. Вместе с тем за последние годы высказывались и более радикальные, по большей мере популистские, предложения об отмене статьи 282 УК РФ, в основе которых лежит отношение к уголовной ответственности за экстремизм как к сугубо репрессивному инструменту. Например, лидер думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский публично выступал за отмену данной статьи. Но при этом не уточнялось, стоит ли оставить уголовное наказание за проявления экстремизма, сопряженные с угрозой применения насилия и исходящие от организованных групп согласно диспозиции части 2 статьи 282 УК РФ. Логично предположить, что оценка эффективности президентской инициативы и позиции Верховного суда (ВС) РФ по практике применения антиэкстремистского законодательства должна опираться на объективные данные об общественной опасности деяний, направленных на возбуждение ненависти и вражды.

Экстремизм: от слов к действиям.

Представители государственной правозащитной системы, включая Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), экспертов, Общероссийский народный фронт (ОНФ), указывают на несовершенство законодательных механизмов ответственности за экстремизм. Критика статьи 282 УК РФ наиболее ярко и обоснованно подкрепляется «абсурдными» приговорами за экстремизм, связанными с размещением противоправного контента в сети и репостами. Как правило, речь идет о картинках с подписями, «мемах», которые могут быть восприняты в оскорбительном ключе, и получают соответствующую правовую оценку в ходе судебных разбирательств. При этом, по данным Генеральной прокуратуры, уголовные дела из-за «лайков» не возбуждаются. Подавляющее большинство дел об экстремизме из-за публикаций и репостов в интернете возбуждаются по части 1 статьи 282 УК РФ и в половине случаев наказания ограничиваются штрафами и условными сроками. Так или иначе, судимость и внесение правоохранительными органами в список экстремистов являются довольно негативными последствиями для граждан. С учетом признаваемого несовершенства антиэкстремисткого законодательства представляется разумным исключить возможность необоснованного привлечения к уголовной ответственности обычных граждан, даже если речь идет о размещении сомнительного контента. В данном случае важно и то, что умысел пользователя далеко не всегда предполагает совершение антиобщественных действий, и то обстоятельство, что число просмотров размещенного поста может быть незначительным. Фактически речь идет не только о праве на ошибку, но и о защите от наказания, несоразмерного совершенному деянию.

Данная позиция обоснована в отношении рядовых граждан, для которых интернет-активность является досугом, хобби. В случаях, когда речь идет о лицах с явно преступными наклонностями, нужен другой подход, и он реализуется. В российской судебной практике приговоры за экстремизм выносятся и в отношении лиц, совершающих преступления либо открыто заявляющих намерения, в общественной опасности которых сомневаться не приходится. Среди них живодеры и участники запрещенных в РФ террористических организаций. Московский городской суд в июле 2014 года вынес приговор в отношении Азизбека Инамова, Шамиля Исмаилова, Сайпула Курбанова и Зикруллохона Рахмонходжаева. Четверым фигурантам дела инкриминировалось покушение на насильственный захват власти, Инамов был признан виновным в вербовке последователей в запрещенную в РФ группировку Хизб ут-Тахрир, а Рахмонходжаева осудили не только за экстремизм, но и за хранение оружия. В августе 2017 года суд вынес приговор по резонансному делу «хабаровских живодерок». В зависимости от роли и степени участия в совершении преступных деяний Алина Орлова, Алена Савченко и Виктор Смышляев обвинялись в жестоком обращении с животными, разбое и экстремизме, выраженном в возбуждении ненависти к социальной группе «верующие».

Список примеров не является исчерпывающим, и для подобных дел характерны две особенности. Во-первых, в обвинении фигурируют серьезные преступления, говорящие о готовности подсудимых перейти от слов и деклараций к жестоким действиям. Во-вторых, фигуранты дел обвинялись по части 2 статьи 282 УК РФ — экстремизм в составе группы лиц, сопряженный с угрозой применения насилия. В данных случаях вряд ли можно говорить, что наказание за возбуждение ненависти и вражды получили «случайные» люди. Из обстоятельств дел можно заключить, что за активностью подсудимых в публичной сфере скрывались преступные намерения, представляющие реальную угрозу обществу.

Есть прецеденты, когда граждане, осужденные только за экстремизм, продолжали заниматься преступной деятельностью. Блогер из Новосибирской области Максим Кормелицкий в 2016 году был приговорен к году и трем месяцам колонии-поселения за оскорбление чувств верующих. При этом молодой человек уже имел две судимости — за экстремизм (размещение видео с призывами к революции) и ложное сообщение о готовящемся взрыве. Накануне отправки в колонию в отношении Кормелицкого было возбуждено дело о покушении на убийство своей девушки.

Представляется, что в ряде случаев уголовная ответственность за проявления экстремизма обоснована. Сопровождение разжигающих ненависть публикаций угрозами насилия, как это предусмотрено частью 2 статьи 282 УК РФ, или повторное совершение правонарушений может быть шагом на пути к более опасным преступлениями. Именно поэтому декриминализация статьи 282 УК РФ носит частичный характер. Действующая редакция второй — более тяжкой части статьи 282 УК РФ — сохраняется как элемент защиты общества от реальных угроз, включающих терроризм и насильственные преступления.

Международные обязательства и зарубежный опыт.

Международное сообщество признает экстремизм и порождаемые идеями насилия преступления опасной угрозой, для борьбы с которой требуются совместные усилия со стороны многих государств. Так в 2001 году Китай, Россия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Согласно документу, договаривающиеся государства принимают необходимые меры для того, чтобы указанные проявления, включая экстремизм, не подлежали оправданию по идеологическим и иными причинам и влекли наказание сообразно степени их тяжести.

В 2012 году под эгидой управления Верховного комиссара ООН был принят Рабатский план действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации. ООН напрямую рекомендует государствам принимать законодательство о борьбе с дискриминацией, включающее профилактические и карательные меры для эффективной борьбы с возбуждением ненависти. Рабатский план говорит о важности применения соразмерных мер ответственности к нарушителям, реализации дифференцированного подхода к нормам законодательства и недопустимости неоправданного ограничения свободы высказывания. Вместе с тем в документе четко сформулирована позиция, согласно которой особо опасные высказывания можно квалифицировать как уголовные преступления.

Все это говорит о том, что предусмотренная УК РФ ответственность за возбуждение ненависти и вражды и проводимая реформа статьи 282 отвечают международным требованиям о принятии мер к недопущению проявлений экстремизма.

Для уголовного права зарубежных стран также характерно установление ответственности за высказывания, разжигающие ненависть и побуждающие к насилию. В системе общего права уделяется меньше внимания кодифицированным актам законодательства, однако в Великобритании, например, четко прослеживается борьба с экстремизмом на государственном уровне. Согласно исследованию Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ отсутствие законодательного определения экстремизма в Великобритании восполняется правоприменительной практикой прокуратуры, полиции и судов. Королевская прокуратура Великобритании предлагает определять экстремизм как демонстрацию неприемлемого поведения с помощью любых средств или способов (включая использование электронных носителей данных) для выражения взглядов, которые разжигают, оправдывают или прославляют террористическое насилие в целях реализации конкретных убеждений. Под экстремизмом также подразумевается провокация на совершение опасных преступлений и распространение идей ненависти, способное привести к межобщинному насилию. Правовой основой для вынесения приговоров за экстремизм является Закон о публичном порядке 1986 года, по которому наказание за проявления ненависти для физических лиц может составлять до 7 лет лишения свободы. В этом году из-за роста числа преступлений на почве ненависти британский Совет по уголовным наказаниям разработал проект поправок в закон о публичном порядке. Поправки призваны служить руководством для судей при вынесении приговоров за возбуждение ненависти, совершаемое в том числе путем публикаций в интернете. Совет по уголовным наказаниям при рассмотрении дел предлагает английским судьям учитывать такие факторы как влиятельность фигуры обвиняемого, размер аудитории в социальных сетях, создание угрожающих жизни людей ситуаций.

Исходя из публикаций в британской прессе, судебная система и правоохранительные органы страны готовятся реагировать на возросший уровень угроз экстремизма в обществе. Вместе с тем еще несколько лет назад два жителя Великобритании Джордан Блэкшоу и Перри Сатклиф-Кинан получили по 4 года тюрьмы за призывы к погромам в интернете. Во время массовых беспорядков в 2012 году молодые люди организовали в Facebook встречи для проведения погромов в городах Нортвич и Уоррингтон.

Борьба с экстремизмом: что дальше?

Наличие мер уголовной ответственности за возбуждение ненависти и вражды объективно необходимо. Российская судебная практика показывает, что пропаганда идей ненависти используется террористами, а в ряде случаев публикация экстремистских постов сопровождается более тяжкими преступлениями. Кроме того, важность принятия мер по профилактике экстремизма декларируется международным сообществом. С другой стороны, позиция президента РФ, экспертов, правозащитных структур и общества явно указывает на недопустимость правового произвола, формального подхода к уголовному преследованию за возбуждение ненависти и вражды, при котором не учитываются умысел, опасность деяния и направленность публикаций в интернете.

Частичная декриминализация статьи 282 УК РФ стала оптимальным решением, при котором ответственность за очевидно опасные деяния остается, а в отношении значительного количества дел будет применяться более гуманный подход. В этой связи важны и разъяснения ВС в дополнение к существующим требованиям УК РФ об установлении умысла и степени общественной опасности деяния. Однако на повестке остается ряд важных вопросов, решение которых лежит в плоскостях законодательства и правоприменения. Это и ответственность владельцев информационных ресурсов, на которых размещается противоправный контент, и избирательный подход правоохранительных органов при мониторинге активности граждан в соцсетях, и заключения экспертов, порой не укладывающиеся в позиции здравого смысла. Заинтересованные лица уже включились в процесс сбора отзывов и предложений по проблеме ответственности за экстремизм в интернете. СПЧ предлагает уточнить понятие экстремисткой деятельности и отказаться от неопределенных формулировок, владелец крупнейших российских социальных сетей Mail.ru выразил готовность начать работу над механизмами премодерации в отношении постов, содержащих запрещенные материалы, адвокаты предлагают обратить внимание на смежные с 282 УК РФ статьи и подходы к формированию списков причастных к экстремистской деятельности лиц, ОНФ и Общественная палата РФ считают нужным пересмотреть подходы к проведению судебных экспертиз.
Источник:   http://rapsinews.ru/legislation_publication/20181029/290388115.html

2. Совет Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ предлагает предоставить профессиональным защитникам право приостанавливать статус на срок от одного года до десяти лет, сообщает пресс-служба организации.

ФПА рекомендует внести соответствующие изменения в проект поправок в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Кроме того, члены Совета ФПА проголосовали против предлагаемой законопроектом поправки, согласно которой дисциплинарное дело, возбужденное в отношении адвоката президентом ФПА, может быть передано на рассмотрение в адвокатскую палату иную, чем та, членом которой он является.

В качестве альтернативы некоторые представители адвокатского сообщества предложили наделить Комиссию ФПА по этике и Совет ФПА специальными полномочиями, которые позволят им непосредственно рассматривать такие дисциплинарные дела.

По мнению многих членов Совета, необходимо также сократить с пяти до двух лет предлагаемый законопроектом срок адвокатской практики, дающий возможность беспрепятственной смены членства в адвокатской палате.

С учетом изложенных выше замечаний, Совет ФПА поддержал проект федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20181029/290376593.html

3. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила разработать Избирательный Кодекс, чтобы упорядочить все соответствующие нормативные акты, передаёт корреспондент РАПСИ из ЦИК РФ.

«Назрело время приступить к разработке избирательного кодекса. Огромное количество нормативных актов сегодня требует переосмысления, кодификации и более удобного пользования для правоприменителя», — сказала омбудсмен на научно-практической конференции «Выборы. Сегодня и завтра», посвящённой 25-летию избирательной системы РФ.

В ходе мероприятия участники обсуждают современное избирательное законодательство России и пути его развития, а также применение современных технологий в избирательном процессе. В конференции принимают участие представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Конституционного Суда РФ, Общественной палаты РФ, а также члены научного и экспертного сообщества.
Источник: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20181029/290376359.html

 

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА ПОРТАЛЕ
REGULATION.GOV.RU

Проекты федеральных законов:

1. Название:  О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства).
Разработчик: Минсельхоз России.
Даты обсуждения:    29 октября 2018 г. – 19 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85319

2. Название:  О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Разработчик:
 Минфин России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 19 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85323

3. Название: О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Разработчик: Минфин России.
Даты обсуждения: 29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85325

4. Название:  О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Разработчик: Минфин России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:
  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85327

Проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

1. Название: Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год.
Разработчик: Минтруд России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85322

2. Название: Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Росгеология» на финансовое обеспечение затрат на опытно-промышленные работы и проектирование.
Разработчик:
 Минприроды России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85324

3. Название: О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Разработчик: Центральный банк Российской Федерации.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85326

Проекты ведомственных актов:

1. Название: О внесении изменений в Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта.
Разработчик: Росавиация.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г.    
Источник:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85312

2. Название:  О внесении изменений в пределы воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Уфа (Республика Башкортостан), утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. № 488 «Об открытии воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Уфа (Республика Башкортостан)».
Разработчик:  Минтранс России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:   http://regulation.gov.ru/projects#npa=85313

3. Название:  Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа АО «Газпром газораспределение Элиста» на территории Республики Калмыкия.
Разработчик: ФАС России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:   http://regulation.gov.ru/projects#npa=85315

4. Название:  О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 11 февраля 2016 г. № 383 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г.», расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район, деревня Спас-Нередицы».
Разработчик: Минкультуры России.
Даты обсуждения: 29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:   http://regulation.gov.ru/projects#npa=85316

5. Название: О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Разработчик: Минфин России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85320

6. Название:  О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Минкультуры России от 10 мая 2016 г. № 1012 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Благовещения на Рюриковом городище (руины)», XII - XV вв., расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район».
Разработчик: Минкультуры России.
Даты обсуждения:   29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85318

7. Название:  Об утверждении границ территорий и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Золотые ворота, 1164 г.», расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Б. Московская, д. 1а.
Разработчик: Минкультуры России.
Даты обсуждения:   29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г.   
Источник:
http://regulation.gov.ru/projects#npa=85321

8. Название:. Приказ ФТС России "О формах документов, предусмотренных статьей 158 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза без завершения таможенной процедуры свободного склада".
Разработчик: ФТС России.
Даты обсуждения:   29 октября 2018 г. – 26 ноября 2018 г. 
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85328

9. Название:  Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня содержащихся в нем сведений, требования к оформлению указанного уведомления и порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа.
Разработчик:
 МВД России.
Даты обсуждения:  29 октября 2018 г. – 12 ноября 2018 г. 
Источник:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=85329

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться. Войдите, пожалуйста.

Опрос

Поддерживаете ли Вы законопроект Минюста России о внесении изменений в СК РФ о получении согласия родителей лиц, достигших возраста 16 лет, при решении вопроса о разрешении на вступление в брак?

Да, полностью поддерживаю
36
Да, но проект требует изменений
9
Нет, не поддерживаю
24